Дурной пример – другим наука

2 июня 2025

С наступлением каникул большую часть времени дети и подростки предоставлены сами себе. Едва ощутив свободу, некоторые из них забывают об элементарных правилах безопасности. Или того хуже: оставшись без присмотра взрослых, они под влиянием плохой компании или ведомые дурманящим чувством вседозволенности решаются на поступки за гранью закона. О наиболее характерных для нашего города судебных делах с участием несовершеннолетних мы поговорили с судьей Оленегорского городского суда Ольгой Васильевой. Возможно, негативный пример сверстников предостережет кого-то от собственных необдуманных решений.

– Ольга Владимировна, напомните нашим читателям, с какого возраста наступает ответственность за совершение преступлений?

– По общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет, в особых случаях – с 18 лет, а за совершение тяжких и особо тяжких преступлений – при достижении 14-летнего возраста.

– С какими преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними, Вы встречаетесь в своей практике?

– Из наиболее распространенных – кражи из супермаркетов. Подростку хочется чего-то вкусного, а денег, чтобы это купить, как правило, нет или не хватает. Тогда он приходит в магазин, разворачивает конфеты и наедается досыта. Может тут же достать напиток из холодильника, запить сладкое и пойти дальше. На продавцов внимание не обращает. Действует по принципу: мне хочется – я буду так делать. Что это: вседозволенность по жизни или в семье не говорили о заповеди «Не укради»? Объяснить сложно. Или вот недавно осудили парня по 19 эпизодам. Выносил из магазинов коробки шоколадных конфет, спрятав их под одеждой. Брал те, что подороже, чтобы побольше выручить. Люди, обычные прохожие, покупали конфеты с рук, даже не задаваясь вопросом, откуда они у ребенка. Получается, невольно способствовали такому поведению. Без спроса нет предложения.

Если говорить о приближении лета, то типичное сезонное преступление – кражи велосипедов. В основном их совершают дети из малообеспеченных семей. За последние 8 лет на моей памяти был только один случай, когда ребенок из очень состоя-тельной семьи украл дорогой горный велосипед стоимостью около 30 тысяч рублей. Сделал это назло отцу, который отказался купить похожий.

– Можно сказать, что воровать стали чаще?

– Воровали всегда. Но сейчас мы достигли такого уровня внедрения технологий в повседневную жизнь, что практически все можно отследить по видеокамерам.

Несовершеннолетние нарушители об этом забывают. Камеры есть везде: в лифтах, подъездах, магазинах и на улице. Не составляет большого труда установить маршрут и точное время нахождения человека в том или ином месте. Поэтому таких дел становится больше, и раскрываемость их растет.

– Какие еще преступления характерны для Оленегорска?

– Очень «молодеют» преступления и правонарушения, связанные с наркотиками. Их, наоборот, чаще совершают из чувства пресыщенности жизнью, когда, испробовав все виды развлечений, человек продолжает искать острые ощущения. К сожалению, он находит не совсем то, что искал. Синтетические наркотики вызывают привыкание с первой дозы, так что поведение человека становится непредсказуемым даже для самого себя.

– Эффективны ли, на Ваш взгляд, меры профилактики в работе с несовершеннолетними? Вы сами выходите в школы, разговариваете с детьми и подростками. Нет ли ощущения, что они воспринимают такие беседы как бесполезные нравоучения взрослых?

– Я убеждена, что профилактика работает. Разговор с человеком в погонах способен оставить глубокий след в жизни подростка. Ведь зачастую люди идут на преступления, рассчитывая, что их не разоблачат и ответственность не наступит. Иногда ребенку таким образом хочется привлечь к себе внимание взрослых, стать заметным. Когда же он узнает, что за его действие грозит реальный срок, то может передумать и остановиться.

– Насколько велико влияние семьи на формирование преступности в подростковой среде?

– Внутрисемейные отношения имеют большое значение для формирования личности ребенка. Все больше детей растут в неполных семьях. Часто воспитанием занимается одна мама, которая много работает, стремясь обеспечить материальное благополучие. Понятно, что накапливается усталость. Но в такие моменты важно не перекладывать вину на ребенка, не упрекать его за неблагодарность. Мол, мать старается, а он не может сказать «спасибо» за тарелку супа. Тот резонно парирует: «Я не просил меня рожать». Так и сказал один подросток на судебном процессе. И в чем он не прав?

Несчастный человек не может воспитать счастливого ребенка. Дети ведь не слушают, они подражают. Когда мама и папа, не демонстрируя образцовое поведение сами, пытаются по всей строгости спрашивать с ребенка – это бесполезно. Важен личный положительный пример родителей.

Алена Штепенко.
Фото из архива Оленегорского городского суда
Мурманской области.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс